Покупка автомобиля — это значимое событие в жизни каждого человека, связанное с серьезными финансовыми затратами и большими ожиданиями. К сожалению, иногда вместо радости от приобретения потребитель сталкивается с проблемами, связанными с ненадлежащим качеством транспортного средства. В такой ситуации важно знать свои права и уметь их защищать в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон).
Данная статья подробно разъясняет права потребителей при приобретении некачественного автомобиля у дилера (т.е. находящегося на гарантии) и предлагает пошаговый алгоритм действий для защиты своих законных интересов.
Важно отметить:
В соответствии со статьей 1 Закона, потребитель — это физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар или использующее товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, если Вы приобрели автомобиль с целью извлечения выгоды при его использовании, например, использование его в такси или услугах по грузоперевозкам, то в таком случае законодательством о защите прав потребителей на Ваш случай распространяться не будет.
Права потребителя при обнаружении недостатков автомобиля
В соответствии со статьей 20 Закона, при обнаружении недостатков в приобретенном автомобиле потребитель имеет право:
1. На безвозмездное устранение недостатков товара.
2. На соразмерное уменьшение покупной цены товара с недостатками.
3. На замену товара на товар аналогичной модели (марки, типа, артикула) надлежащего качества.
4. Возмещение расходов на их устранение потребителем или третьими лицами.
5. На расторжение договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар денежной суммы при наступлении определенных условий описанных ниже.
Специальные условия для расторжения договора купли-продажи технически сложных товаров:
Согласно пункту 7 статьи 20 Закона, для технически сложных или дорогостоящих товаров (к которым как раз таки и относится автомобиль) установлен 30-дневный срок со дня передачи товара потребителю, в течение которого потребитель вправе предъявить продавцу требования о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества или о расторжении договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
По истечении 30-дневного срока указанные требования могут быть предъявлены потребителем только в случае:
• Обнаружения в товаре существенного недостатка (неустранимый недостаток; недостаток, стоимость устранения которого составляет больше 30 % от стоимости товара; недостаток повторно проявившийся после его устранения);
• Нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков товара.
Порядок действий при обнаружении недостатков автомобиля
11. Фиксация недостатка и обращение к дилеру
При обнаружении недостатков в автомобиле необходимо немедленно обратиться к продавцу (дилеру) за проведением дефектации автомобиля и фиксацией недостатков.
В этом документе в обязательном порядке необходимо указать перечень недостатков, выявленных Вами в автомобиле, а также требования, которые Вы хотите предъявить продавцу (дилеру) в связи с обнаружениями данных недостатков (устранение недостатков, замена товара и т.д.).
22. Проверка качества и экспертиза
Дилер вправе провести проверку качества товара, что должно быть оформлено соответствующим документом о проведении осмотра Вашего автомобиля.
В случае спора о причинах возникновения недостатков продавец (дилер) обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы и оспаривать ее результаты в судебном порядке.
33. Предъявление претензии и досудебное урегулирование
Если дилер отказывается добровольно удовлетворять законные требования потребителя, необходимо направить ему письменную претензию с указанием:
• Наименования и адреса продавца;
• ФИО и контактных данных потребителя;
• Информации о покупке автомобиля (дата, модель, стоимость);
• Подробного описания выявленных недостатков;
• Требований потребителя со ссылками на соответствующие статьи Закона;
• Перечня прилагаемых документов.
Претензию следует направлять заказным письмом или вручать под роспись на втором экземпляре сотрудником продавца, принявшим Вашу претензию.
44. Обращение в суд
В случае неудовлетворения требований потребителя в досудебном порядке или неполучения ответа на претензию в течение установленного срока, потребитель вправе обратиться в суд для защиты своих прав.
При обращении в суд потребитель может потребовать:
• Расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы, при наступлении условий, изложенных выше;
• Возмещения убытков, причиненных продажей товара ненадлежащего качества;
• Компенсации морального вреда;
• Уплаты неустойки за просрочку удовлетворения требований в размере 1 % от цены товара за каждый день просрочки.
Заключение
Защита прав потребителей при приобретении некачественного автомобиля — сложный, но вполне реализуемый процесс. Законодательство Республики Беларусь предоставляет потребителям достаточный объем прав и механизмов для защиты своих интересов.
Главное — действовать грамотно и последовательно: фиксировать недостатки, обращаться к продавцу с письменными требованиями, при необходимости проводить экспертизу и не бояться обращаться в суд при неудовлетворении законных требований.
Помните, что обращение за консультацией в общественное объединение защиты потребителей — лучший инструмент в борьбе с недобросовестными продавцами и производителями.
Своевременная консультация у специалиста поможет Вам разрешить спор с продавцом в кратчайшие сроки и с наилучшим для Вас исходом.